среда, 20 декабря 2017 г.

Гертруда Стайн - "Три Жизни" (1909)

Ох как долго меня здесь не было...Наконец пришли рождественские каникулы, и я купила просто до неприличия много "новых" бумажных книг, то ли от жадности, то ли от плюшкинизма, то ли на дешевизну позарилась (я покупаю книги б/у но в отличном состоянии). Короче, встречайте книгу, отношение моё к которой уже трижды менялось в абсолютно непредсказуемую сторону - "Три жизни" Гертруды Стайн. Сама книга прописалась в моей библиотеке с лёгкой руки инстаграмма Эммы Уотсон - как-то раз в одну из своих книжных акций мисс Грейнджер оставила бесплатный экземпляр какой-то феминистской литературы под памятником Стайн. Так я и узнала об этой американской феминистке, о её неподражаемом стиле и смелых экспериментах с литературной формой.
И действительно, на первых порах её манера мне пришлась очень по душе. Книга состоит из трёх несвязанных историй - история простой немецкой женщины-служанки Анны, чернокожей Меланкты и ещё одной немки Лены. Каждая из женщин была по-своему счастлива и по-своему несчастна. Каждая из историй попахивает свободолюбивым революционным душком (заметьте, написано это всё в самом начале двадцатого века). Анна, например, откровенная лесбиянка: замужество её никогда не интересовало, а самые глубокие чувства она испытывала к своей лучшей подруге.
Федернеры вроде бы никогда ничего странного не находили в Анне, в ее привязанности к подруге и в том, как она заботится о ней и о ее детях. Миссис Лентман, и Анна, и ее чувства были слишком серьезной темой, чтобы по-настоящему на нее замахиваться.
Меланкта характеризовалась распущенным поведением - она "гуляла" и флиртовала со многими мужчинами и не была "достойной" девушкой. При этом мне кажется, что осуждают Меланкту герои книги, но не сама автор, потому что она постоянно повторяет, что с головой у Меланкты всегда было всё в порядке. Что касается Лены, то её выдают замуж, за который ей совсем не хочется, но не столько от разницы в сексуальных предпочтениях, сколько от свободолюбивой натуры: ей намного больше нравится работать, гулять в парке и сидеть на скамеечке с подругами. В конечном итоге Лена ужасно страдает в браке (что, наверное, на тот момент просто кощунственная мысль - как так, баба и не хочет замуж?). Я, периодически причисляя себя к феминисткам, восхищаюсь дерзостью Стайн описывать разных женщин, причём женщин не просто разных по характеру (в литературе такого разнообразия хватало и до Гертруды), но и разных по предпочтениям и вкусам. Эти женщины - Анна, Лена - не обязательно смелые, бесстрашные и сильные духом, и не обязательно потакают своим пристрастиям. Они не хотят замуж не из-за протеста обществу, не в пику устаревшим моральным устоям, а из-за отсутствия внутренней необходимости. И я считаю очень верным показывать женщин такими, неконфессиональными от природы, а не по убеждениям. 
Как и предсказывала мне Википедия, стиль Стайн и правда довольно забавный: она как будто кружит вокруг одной и той же мысли снова и снова, повторяя её несколько раз на все лады.
Так что Меланкта Херберт всегда была у Роз под рукой, на случай чего помочь, а она сама просто сидела и ленилась, и хвасталась, и иногда немного жаловалась, и объясняла Меланкте, как она должна себя вести, чтобы у нее было все на свете, вот вроде как у Роз всегда все получается, и всегда Меланкта была у нее под рукой, на случай если что понадобится сделать.
Но вот если поначалу такая манера повествования казалась мне очень свежей и интересной, то в определённый момент этих повторов становится слишком много, мысли будто бы увязают в липкой жвачке, и ходят и ходят по кругу, делая рассказ ужасно занудным. Вторая часть - про темнокожую Меланкту - вообще оказалась жутким разочарованием: Стайн вроде бы удалось ухватить за хвост неуловимый процесс влюблённости, но как же пресно и нудно это вышло! Да и попахивающие расизмом комментарии очарования не прибавили:
Роз Джонсон была распустеха и ленивая, но воспитали ее белые люди, и жить она привыкла в подходящих условиях. Белое воспитание сказалось на ее привычках, никак не на ее натуре. А по натуре Роз была черная, и незатейливая и неразборчивая аморальность черных была у нее в крови.
Это уже потом я прочла, что и с самой Гертрудой не всё чисто: имеющая еврейские корни американка отказалась уезжать из охваченной войной Европы с приходом Гитлера, и вообще, ходят слухи, очень даже сочувствовала нацистскому движению. И вот тут я вновь убедилась в том, что не стоит знакомится с кумирами поближе, не стоит заглядывать за кулисы! Не поинтересуйся я тогда биографией великой феминистки, мне не пришлось бы размышлять над вопросом, как могли объединиться в одном и том же человеке расизм и феминизм, борьба за права одной социальной группы на фоне пренебрежения другой. И какова же тогда ценность такого феминизма?
Если мне нужно закончить текст какой-то рекомендацией, то получайте: читать не рекомендую. И не драма, и не лёгкое беззаботное чтиво. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий