среда, 24 января 2018 г.

Маргарет Уэйс и Трейси Хикман - "Драконы Осенних Сумерек" (1984)

Как и обещала, изливаю негодование от прочтения «Драконов Осенних Сумерек». Эту книгу мне горячо рекомендовал один мой хороший друг (наверное, просто оттого, что это чуть ли не единственная прочитанная им книга), и я решила-таки посмотреть, в чём там дело. Кроме того, как и мой друг я уверена, что драконы недостаточно ярко представлены в мейнстримном фэнтези – они, конечно, в нём есть (в том же «Хоббите»), но либо как просто агрессивные твари, либо на второстепенных ролях. А вот «Сага о копье» ставит умных, могущественных магов-драконов и их битвы во главу угла.
К сожалению, книга не оправдала моих ожиданий. Я уже говорила, что очень сложно создать ничем не вдохновлённое фэнтези – большинство встреченных мною книг так или иначе напоминают мне «Властелин Колец». И это нормально, ведь Толкин – чуть ли не основоположник жанра, и никуда от его эльфов и гномов не деться. Но одно дело вдохновляться гением, а другое – слизывать персонажей и сюжетные линии под копирку. При чтении я не могла избавиться от ощущения, что «Драконы Осенних Сумерек» - калька «Братства Кольца», причём калька, значительно уступающая по качеству и исполнению оригиналу. Судите сами. Один из главных персонажей – полуэльф/получеловек Танис, выросший в эльфийском королевстве, влюбивший в себя дочь эльфийского предводителя и сбежавший от неё под давлением её родни и предлогом «я ей не пара» (никого не напоминает, а? Да это же Арагорн и Арвен!). Танис собирает вокруг себя компашку своих разнокалиберных друзей, готовых за него и в огонь и в воду (там тебе и вечно ворчащий гном Гимли Флинт Огненный Горн, и маг с непонятной мотивацией Рейстлин, и малыш Тассельхоф – смесь хоббита и Румпельштильцхена, и ещё парочка занимательных персонажей) – хорошо хоть их не девять. Во время своих приключений наши герои попадают в зачарованный лес, хозяйствует в котором могущественная телепатка Хозяйка Леса (прямо Леди Галадриэль с той лишь разницей, что здесь она единорог). Да и охраняемые артефакты у них имеются, правда вместо кольца – Диски Мишакаль (которые надо хранить и куда-то нести, но никто не знает куда и зачем). Танис страдает от душевных противоречий, пытается понять, кто же он – эльф или человек, и разрывается от любви между местными аналогами Арвен и Эовин. Даже предатель (Боромир, помните такого?) в их группке имеется. 
Первые два слева - Рейтлин и Карамон
И всё бы ничего, все эти случайные совпадения можно бы было пережить, если бы хотя бы сюжет или другие персонажи поражали своей оригинальностью. По сути же, сама вселенная остаётся практически нераскрытой, а мотивации персонажей неясны. Вот вам пример. В самом начале книги мы знакомимся с героями в трактире, в котором они пять лет назад договорились встретиться. Куда они уходили, где были все эти годы, и, главное, зачем они уходили? Искать правду об истинных богах? А зачем? Пять лет назад всё было спокойно, никакие драконы ни на кого не нападали – на поиски какой правды они уходили? Зачем, когда происходит ситуация в трактире, они убегают сломя голову и всем скопом непонятно куда вместо того, чтобы объясниться с властями или просто втихую разойтись по домам? Во «Властелине Колец» у отряда была грандиозная цель, ради которой они отправились в свой поход и ради которой они рисковали своими жизнями. Что движет героями «Драконов Осенних Сумерек»? И это я уже молчу о каких-то логических несостыковках. Единственные по-настоящему оригинальные персонажи – зловещий маг Рейтлин и его брат-близнец Карамон (наверное поэтому им посвятили целую отдельную трилогию). Но и тут неясно, с какой именно целью полудохлый истощённый волшебник отправляется в это опасное путешествие.
Самое обидное, что книга неплохая – и тема благодарная, и потенциал большой, и перевод мне попался человеческий (таких неловких моментов как с языком «Столпов Земли» здесь не было). Да и заимствования, даже и такие нахальные, не испортили бы общее впечатление настолько, если бы авторы пораскинули немножечко мозгами и написали логически цельное произведение. Ведь книги писать – это вам не в «Dungeons and dragons» рубиться!

Комментариев нет:

Отправить комментарий