четверг, 22 февраля 2018 г.

Эми Полер - "Yes Please" (2014)

По сравнению со «Столпами земли» всё остальное в литературном мире читается быстро и легко. Вот и я, не успев толком опомниться, прочла своего рода автобиографию Эми Полер «Yes Please». Для тех, кто не особо интересуется жанром американской комедии: Эми Полер – достаточно известная комедийная актриса, проработавшая больше десяти лет на крупнейшем американском комедийном шоу «Saturday Night Live» и периодически снимающаяся в фильмах-комедиях. Лично я узнала о ней, посмотрев сериал «Парки и зоны отдыха» с её Лесли Ноуп в главной роли (сериал я обожаю). Уж не помню, что сподвигло меня добавить её «мемуары» в список литературы к прочтению, но в какой-то момент я в приступе неконтролируемой жадности заказала её книгу на Амазоне. Этой книги, конечно, нету в русском переводе, да и я сильно сомневаюсь, чтобы кому-то из моих читателей было дело до жизненных наставлений американской селебрити категории С (?), поэтому обзор будет довольно кратким. 
Получив бумажную копию «Yes Please» на руки, я сразу же умерила свой пыл: книга больше похожа на толстый журнал чем собственно на книгу, с плотными глянцевыми страницами, небольшим количеством текста и множеством картинок и фотографий (хотя тут, конечно, на любителя – моему другу такой формат понравился гораздо больше чем, скажем, моя копия тысячестраничной книги «Атлант расправил плечи» с миллиметровым расстоянием между строками). И если фотографии – самое то в автобиографичном рассказе, то цветные главы, глянцевые развороты и всякая прочая дребедень сразу наталкивают меня на мысль, что автор как мог пытался заполнить объёмы, прописанные в договоре с издателем. 
Есть три вещи, которые рациональный человек ожидает от автобиографии известной женщины, преуспевшей в комедии и добившейся известности собственным трудом и талантом: 
  •  Книга должна быть смешной. Она же КОМЕДИЙНАЯ актриса в конце концов. 
  •  Книга должна слегка попахивать феминизмом. Она же женщина в преимущественно мужском клубе! 
  •  Книга должна раскрывать хоть какие-то закулисные секреты из личной и профессиональной жизни (знаю-знаю, копаться в чужом грязном белье презренно, но я же потратила 10 евро, ну хоть хлебных крошек мне, хоть немножечко!). 
Для меня по всем параметрам книга надежд не оправдала. Самое обидное, наверное, то, что было не смешно. Я, хоть и не фанат «Saturday Night Live», очень уважала актрису за гениальный сериал «Парки и зоны отдыха». Наверное, я переоценивала её личный вклад в сценарий этого сериала – всё-таки за шутки там отвечают совершенно другие люди, а Эми Полер – просто талантливый исполнитель этих шуток. Феминизма я там тоже не заметила (хотя это не обязательно плохо, просто я почему-то этого ожидала). Ну и ни одного грязного трусишка, ни одной выглядывающей леопардовой лямки лифчика в книге тоже нет: Эми напрочь отказывается говорить о личной жизни, о разводе с мужем и о новых отношениях, да и вообще лишь вскользь упоминает о каких-то трудностях, так что может показаться, что она прожила жизнь избалованной судьбой белой девочки в Америке. 
Эми Полер в образе Лесли Ноуп из сериала "Парки и зоны отдыха"
Что же в книге есть. Есть много историй о комедии: как Эми попала в кружок импровизации, как развивалась её карьера на этом поприще. Для людей, интересующихся комедией, знающих великих американских комедиантов и стэндаперов, «Yes Please» могла бы стать кладезем интересных фактов – но большинство имён мне не знакомы, поэтому и эти многочисленные пассажи прошли мимо меня. Есть одна неудобная история нехорошего поступка, и за одно это я продолжаю уважать Эми Полер – не каждый смог бы выставить себя в неприглядном свете софитов с такой откровенностью и рефлексией, как это сделала она. Есть одна история про награды, и как все их презирают но всем их хочется. Есть истории про наркотики. Есть небольшие истории про детей (очень милая и трогательная глава, кстати говоря). 
Есть некоторые вещи, в которых я с Полер абсолютно солидарна. Например, когда она говорит, что неважно, занимается ли человек гуманитарной деятельностью «громко» или «молча» - какая разница, если в любом случае он помогает? 

Why not? There are so many people in the world with so little. Who cares why you decide to help? 
Или как её раздражает, когда люди говорят ей «остынь» или «успокойся» в ответ на праведные возмущения (когда мне говорят что-то подобное, я превращаюсь из просто-очень-злой девочки в разъярённого быка): 

”Relax” is a real tough one for me. Another tough one is “smile”. “Smile” doesn’t really work either. Telling me to relax or smile when I’m angry is like bringing a birthday cake into an ape sanctuary. You’re just asking to get your nose and genitals bitten off. 
Эми Полер в образе Хиллари Клинтон с самой Хиллари для "SNL"
 В общем и целом, впечатление от книги получилось двоякое. С одной стороны, я разочарована – в моих фантазиях эта книга была ОЧЕНЬ смешной. С другой стороны, несмотря на отсутствие личной жизни в книге Эми Полер удалось изменить моё к ней отношение и превратиться из неправдоподобного образа «милой и странной Лесли Ноуп» в живого человека, который злится по пустякам и ругается матом на невежливых пассажиров самолёта. В конечном итоге, мне кажется эти две стороны друг друга как-то уравновешивают, сокращают друг друга (как в математической дроби, знаете), не оставляя в моей душе особого следа. Сама Эми в предисловии упомянула, что ей как-то сказали, что она мол лучше вживую, чем на бумаге: 

I’ve been told that I am “better in the room” and “prettier in person”. 

Думаю, я вынуждена с этим согласиться. Мой совет – не читайте Эми Полер, а пойдите лучше смотреть «Парки и зона отдыха».

Комментариев нет:

Отправить комментарий