понедельник, 16 октября 2017 г.

А вы смотрите экранизации прочитанных книг?

Пока я в процессе чтения новой истории, хотела поразмышлять над экранизациями книг. Если честно, то я даже на пальцах не могу сказать, каков процент экранизаций удачен. Мне кажется, что ВСЕ люди, читавшие книгу (о какой-бы книге ни шла речь), остаются недовольны – там обрезали, там переиначили, тех подобрали покрасивее да помоложе, а там и вообще сюжет переписали так, что от книги, предположительно лежащей в основе фильма, не осталось и следа. С уверенностью могу назвать только одну по-настоящему удачную экранизацию – «Властелин колец» Толкина. Всё остальное, пусть даже и неплохое на мой взгляд (тот же Гарри Поттер, или «Гордость и предубеждение» 2005 года) всегда находит своих противников, ненавистников или просто тех, кому всегда есть к чему придраться. Ну и, естественно, куда ж без совсем никудышных воплощений – «Золотой компас» из «Тёмных начал» Пулмана, например (один из немногих неудачных фильмов, который я сначала посмотрела, а уж потом добралась до книги и не пожалела), или недавно просмотренный российский мини-сериал по «Бесам» (мне всё время казалось, что вот тут недоигрывают, а вот тут переигрывают, а вот тут у них вообще каша во рту, хотя обычно я не самый жёсткий критик актёрских способностей, и меня иногда прям коробит, когда про кого-то говорят, что мол «не вытянул» роль). Часто фильм по той книге, которую я уже читала, кажется скучноватым (как у меня было с «Ярмаркой тщеславия», «Миссис Дэллоуэй», «Автостопом по галактике» и с «Вдали от обезумевшей толпы»), и лишь иногда ему удаётся привнести что-то новое и увлечь меня, даже если я уже знакома с оригиналом (мне кажется я пересмотрела все экранизации «Джейн Эйр», а Гарри Поттера и Властелина Колец стабильно пересматриваю раз в два года). Но вот что я заметила: какой бы бездарной ни была экранизация, я всегда могу что-то в ней найти для себя, какой-то новый угол зрения, новую перспективу. Часто герои и местности приобретают куда большую реалистичность, чем я могла себе представить, а актёры изображают то, что я просмотрела или подзабыла, и персонажи становятся более выпуклыми и менее однотонными. Например, прямо сейчас я смотрю экранизацию «Мисс Джин Броди», и вот она там не такая плоская, как я её изобразила, куда более приятная и “likable”. Экранная мисс Броди вызывает куда больше уважения и восхищения, чем сквозь призму моего восприятия, а её уверенность в себе и стойкость скорее подкупают, чем отталкивают. В процессе просмотра фильма до меня дошло ещё и то, как беспардонна порой была Джин Броди, как она бездумно сужала внутренний мир своих девочек до одного конкретного качества – ты мол умная, у тебя есть чутьё, а у тебя проницательность – так что умная не могла не оскорбиться, ведь ей тоже хочется быть и чувственной, и красивой, и проницательной. Ещё одни пример – мини-сериал по Достоевскому. Если в своём обзоре я писала, что судьба персонажей не слишком меня тронула, потому что ни один из них не пришёлся мне по душе, то после просмотра, пусть я и не осталась целиком им осчастливлена, Маврикий Николаевич прямо-таки запал мне в сердце – так я была тронута отчаянием и бескорыстностью его чувств! Поэтому я бы настоятельно рекомендовала всем, кто хочет более глубокого погружения в прочитанную литературу, нет-нет да и поглядывать на экранизации книг. А как вы к этому относитесь?

2 комментария:

  1. У меня преимущественно получается так, что сначала я смотрю экранизацию, а потом читаю книгу, но бывает, конечно, и наоборот. Но первый вариант происходит чаще и случайным образом =) Из последнего вспоминается фильм "Нежность". Я не знала, что он снят по книге и буквально через какое-то время после просмотра увидела книгу. В результате прочитала. И фильм, и книга мне понравились, всё гармонично. Но это и неудивительно, ведь фильм был снят братом писателя =) Ещё сейчас вспомнила экранизацию романа Лолиты Пий "Хелл". Но книгу я прочитала очень давно и только недавно посмотрела экранизацию, которая мне понравилась, в частности из-за Николя Дювошеля и его игры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А Вы любитель французской литературы?) У меня с ней не всегда складывается. К своему стыду, про Лолиту Пий никогда не слышала (что уж говорить о фильме), а "Нежность" (в виде фильма) мне уже как-то раз рекомендовала подруга, так что теперь я, пожалуй, добавлю книгу в свой список (до фильма всё-таки врядли доберусь, у меня в последние годы не хватает усидчивости в одиночестве смотреть фильмы, разве что в кино или с друзьями, да и то...). А Вам не скучно читать книгу после фильма, ведь главная итрига уже раскрыта? У меня такое бывает ну ооочень редко, прям почти никогда, разве что тот же "Золотой компас", о котором я писала в посте, но к моменту чтения я совсем забыла фильм.

      Удалить