суббота, 30 июня 2018 г.

Генрих Бёлль - "Женщины у берега Рейна" (1985)

Пытаясь наверстать упущенное, я в два дня проглотила одну их последних книг Нобелевского лауреата Генриха Бёлля «Женщины у берега Рейна». Я купила эту книгу на барахолке лишь потому, что её забавная обложка и удивительное библиотечное издание привлекли моё внимание, так что многого я от неё не ожидала. Тем не менее, «Женщины у берега Рейна» - престранно-затягивающее чтиво и одна из немногих моих удачных спонтанных книжных находок. 
Этот небольшой роман состоит лишь из диалогов и монологов. По структуре своей он напоминает скорее пьесу, хотя и не обладает отрывочностью и однострочностью реплик. Бёлль даёт своим героям выговориться сполна: мы как будто попадаем в упрощённую, чуть ли не аморфную модель мира, в которой люди не перебивают друг друга, не ленятся полноценно выражать свои мысли и умеют выслушивать монологи длиной в три страницы. Такое ощущение, что автор просто включил какой-то мысленный диктофон и записал один из тех внутренних диалогов, которые мы ведём у себя в голове («а я бы ему сказала», «а он бы мне ответил»). Само повествование – о чём бы там ни шла речь – такое медлительное, протяжное, прохладное, как вода в озере, которая никуда особо не течёт, но и не навевает скуку. Бёлль знакомит нас с группой мужчин, так или иначе связанных с политикой, и их жён, чья размеренная жизнь взбалтывается с появлением в ней старого нациста времён войны. Мне кажется, даже если бы я захотела пересказать вам сюжет, у меня бы ничего не получилось: эта книга Бёлля – не история, а рассуждения. О благе индивидуальном и благе общенациональном. О том, как жизнь сталкивает хороших и плохих людей, делающих общее дело но с разными целями. О том, как смерть близкого человека продолжает влиять на твою жизнь годы и десятилетия спустя. О том, что если уж приносить что-то в жертву, то самое дорогое, если уж выкидывать нервические коленца, то на полную мощность, бомбя и круша всё на своём пути. О любви, конечно же. 

“I’ve asked this man, the one who’s in love with me, to get me some information on the one I’m in love with. Is that a cruel thing to do? I’ve never been cruel, and I rather think he’s glad to meet me and be alone with me.” 

«Женщины у берега Рейна» - странная книга. В ней все герои переплетены между собой профессиональными и любовными узами, течением времени и самой реки Рейна. Здесь Рейн – олицетворение жизни и смерти; в нём, возле него, с мыслями о нём умирают женщины. Я совершенно не знаю, что всё это значит, о чём всё-таки эта книга, почему женщины, почему река, но я просто не могла от неё оторваться – как от последнего прохладного глотка воды в жаркий июльский день.

2 комментария:

  1. Здравствуйте! Случайно наткнулась на ваш блог. Дело в том, что у меня есть свой блог и я недавно начала вести его. И вот только сегодня узнала как видеть других пользователей, которые ведут свой блог. Хочу сказать, что у вас интересный стиль написания. Спасибо за такое огромное вдохновление)
    SELENA OCEAN XXX

    ОтветитьУдалить