пятница, 1 июня 2018 г.

Даниэль Канеман - "Думай медленно...решай быстро" (2011)

Какое же я всё-таки убогое клише! В худших традициях писательского жанра, вдохновение пришло ко мне в кулуарах Старбакса, и я набираю этот текст на трясущемся круглом столике в окружении холодных латте и щебечущих тинейджеров. Я, как обычно, немножко читаю, но совсем ничего не пишу, поэтому сегодня – короткий пост о книге, прочитанной мною ещё в начале апреля. Встречайте «Думай медленно… решай быстро» Нобелевского лауреата Даниэля Канемана.
Как обычно, переводом названия я не довольна. Книга рассказывает нам о двух типах мышления, о двух так называемых системах нашего мозга – «быстрой», отвечающей за интуитивные реакции и мгновенные впечатления, и «медленной», являющейся центром нашего рационального мышления. Первая система работает всегда, в то время как подключение второй системы для решения сложных задач требует усилий и энергии. Соответственно, оригинальное название книги – «Thinking, fast and slow» – заключает в себе названия этих двух систем, в то время как русский перевод не имеет никакого отношения к содержанию книги. Сама книга заключает в себе подробное описание мыслительного процесса с акцентом на ошибках и «смещениях» мышления, которые происходят, когда наши решения основываются на действиях «быстрой» системы. 
Перечитывая предыдущий абзац, я понимаю, что не в состоянии достойно пересказать основной посыл этой книги. Хотите навести порядок в своей собственной голове и разобраться в поведении других – читайте книгу. Канеман написал настолько международный бестселлер, что я не знаю ни одного студента экономического факультета, который бы о нём не слышал. Да я даже книгу взяла в нашей научной библиотеке! Конечно, книга будет интересна экономистам – Канеман затрагивает темы поведенческой экономики и рациональности, предлагает новую концепцию взамен теории полезности, рассуждает о счастье, благосостоянии и их измерении. Но и не-экономистам в аудитории будет чем поживиться, ведь эта книга написана в первую очередь психологом, интересующимся движущими силами человеческого поведения. В тексте много интересных примеров и задач, которые наглядно продемонстрируют вам ошибки вашего собственного мышления. Вот лишь один из примеров: сможете ли вы ответить, что не так с этим предложением? 

“How many animals of each kind did Moses take into the ark?”

«Thinking, fast and slow» – интересная, но не лёгкая для чтения книга. Вам, если вы такой же «опытный» читатель, как и я, не удастся осилить больше нескольких глав за раз – но ведь нон-фикшен литература и не предназначена для заглатывания. Медленное чтение и переваривание (а ещё лучше – обсуждение) книги с товарищами по литературному счастью – залог того, что большая часть информации осядет где-то на полочке в вашей черепной коробке, и в следующий раз, прежде чем ответить на вопрос не подумав, или сделать необоснованный вывод о коллеге, вы задержитесь на секунду дольше, вспомните Даниэля Канемана незлым тихим словом и спросите себя: «А что если это решение – всего лишь погрешность моего мышления?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий