Итак, первая
книга – «Мы» Евгения Замятина. Несколько нетипичный для меня жанр антиутопии: научная
фантастика и всякий там нон-фикшн редко когда предпочитаются ‘девочковым’
романам в цветочных обложках.
Главный герой – Д-503 (да-да, никаких вам имен
собственных). Он строитель Интеграла, невиданной махины, которая должна
полететь в космос и донести до всех обитателей вселенной мощь и величие землян
(«математически безошибочное счастье») и непосредственно Единого Государства.
После Двухсотлетней Войны – войны между городом и деревней – была изобретена «нефтяная
пища», полностью заменившая обычные продукты питания. Лишь 0,2% населения
земного шара смогло приспособиться к новым условиям и «вкусить блаженство в
чертогах Единого Государства». Замятин, таким образом, рисует перед нами
традиционную антиутопическую картину: тоталитарное единое государство с четко
установленным регламентом жизни (все действия строго расписаны по минутам в «Скрижали»,
ведется строгий контроль рождаемости и сексуальной активности, фантазия и свободомыслие
не приветствуется, выборы честны как в Беларуси, а великая Зеленая Стена
огораживает население от животных, растений и всех других природных явлений).
Покой этого государства охраняется Хранителями (то бишь шпионами), Благодетелем
(правитель, диктатор и судопроизводитель в одном лице, привет Большому Брату) и
его Машиной, единственной мерой наказания в этом упорядоченном счастливом мире
(любой проступок карается одинаково – машина в мгновение ока расщепляет счастливчика
на атомы, оставляя от него буквально лишь мокрое место). Все здания в
государстве – из прозрачного вечного стекла, позволяющего безнаказанно
подсматривать за соседями, а двери любой квартиры всегда остаются незапертыми,
так что соседи в отместку могут запросто засунуть свой нос в ваши домашние
дела. Так же "прозрачны" и личные письма – все они проходят проверку
Хранителей. Жители государства не пьют и не курят, не воруют и не убивают. Они
победили природные инстинкты и руководствуются лишь соображениями разума и
логики. Для них вдохновение, испытываемое «древними людьми» (так они называют
нас с вами, живших на Земле до Войны) – всего лишь форма эпилепсии. Они
искоренили зависть и подчинили себе любовь – каждый человек может спать с любым
другим человеком (и тот другой, видимо, не имеет права отказаться). Они не
видят снов.
«Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту мы, миллионы, встаем как один. В один и тот же час единомиллионно начинаем работу – единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэйлоровских экзерсисов, отходим ко сну… » (подсказка: найди связь между цитатой и названием книги)
С первого взгляда
мне показалось, что где-то я это все уже видела: тоталитаризм деспотичного
правительства, главный герой, трансформирующийся из типичного представителя
высокоразвитого стада в человека, способного мыслить и чувствовать по-другому,
сама трансформация, происходящая непременно от большой любви, и кульминация –
противостояние личности и системы («тонне – права, грамму – обязанности»). Хоть
я и небольшой специалист по части антиутопий, все это слишком попахивало
Оруэллом и Брэдбери. С той лишь разницей, что «Мы» написаны в 1920 году! То
есть Замятин – первоисточник жанра и идейный вдохновитель вышеназванных (и на
мой субъективный взгляд более известных массовой культуре) авторов. Более того,
прежде чем меня осенило погуглить дату написания произведения мне и в голову не
приходило, что роман такой "древний" – настолько передовыми кажутся идеи развития
общества и науки (я была уверенна, что книга написана как минимум в середине
столетия, в самый разгар космической гонки). Но главным отличием «Мы» от того
же «1984», как мне кажется, является то, что тут диктаторское государство не
пытается переделать, затереть и изничтожить прошлое, не пытается (во всяком
случае до поры до времени) насильно убедить человечество в правильности
устройства такого мира. Они преподают историю «древних»; «нумер» (он же
человек) знает о том, как жили люди до появления Единого Государства, и
искренне считает их свободу дикой и глупой, а свою несвободу истинным счастьем.
Жители государства не из-под палки, а вполне сознательно отказываются от
прекрасного в пользу функционального (они знают о цветах, но хранят их в
Ботаническом Музее как ненужный пережиток прошлого). И в этом-то и заключается
идейное отличие «Мы» от себе подобных: Единое Государство не искореняет
инакомыслящих ввиду их инакомыслия, не боится, что те, кто сохранил фантазию и
тягу к свободе, могут его разрушить. Государство истребляет таких людей просто
потому, что они не хотят или не могут быть счастливыми в стране абсолютного
счастья, потому что они хотят ЖЕЛАТЬ, когда у них и так все есть, то есть с
точки зрения государства они больны, они – БОЛЕЗНЬ на теле здорового единого
организма, который сознательно и будучи полностью осведомленным о возможных
альтернативах функционирования построил именно этот мир. Мне представляется,
что такой подход немного усложняет ‘демонизацию’ государства для читателя: по
сути, это все равно что держать психически нездоровых людей в сумасшедших
домах, ибо они не признают адекватной реальности (чем любое наше с вами
государство благополучно и занимается, разве что методы у нас не такие
радикальные). Поэтому, с моей точки зрения, и фокус повествования смещается:
нас не так сильно волнует борьба между диктатором и человеком, сколько
внутреннее развитие главного героя и перемены, происходящие с ним под
воздействием одного единственного фактора – влюбленности...Ссылка на вторую часть обзора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий