четверг, 9 марта 2017 г.

Евгений Замятин - "Мы" (1920), часть 2

  Как уже отмечалось в предыдущей части, главной движущей силой, трансформирующей мировосприятие героя, является Любовь. Единое Государство Замятина разобралось с любовью (как с одним из камней преткновения на пути к сильной и умной державе) очень просто: позволив всем трахать того, кого хочется (спасибо, хоть шторы в прозрачных домах в этот момент можно опускать). Таким образом секс по расписанию стал фундаментом счастливой несвободы, главным шагом к обезличенности и эмоциональному бесплодию. «И то самое, что для древних было источником бесчисленных глупейших трагедий, у нас приведено к гармонической, приятно-полезной функции организма так же, как сон, физический труд, прием пищи, дефекация и прочее.» (особенно мне нравятся поставленные в одном ряду секс и дефекация). Представьте себе, что вам не повезло уродиться красавицей – терпеть вам у себя в постели всех горбатых, кривых, толстогубых, лысых, старых (зато никому не обидно, что у одних осинки, а у других апельсинки). Единственный способ не сойти с ума при таком раскладе – забыть о чувствах и терпеливо выполнять свой долг во имя государства. Так обстояли дела и у нашего героя: он состоял в любовном треугольнике и делил одну и ту же девушку О со своим товарищем-поэтом.   
Д-503 не может осознать нерациональное чувство - любовь - и сравнивает его с комплексным числом (квадратный корень от минус единицы), которое он также не понимает
     И вот, Д-503 влюбляется. И не в кого-то там, не в какую-то круглую мягко-розовую О, а в самую что ни на есть I – предводительницу протестующего движения, зреющего в недрах Единого Государства. И тут же бросается во все тяжкие: выпивает и закуривает, прелюбодействует не по расписанию, лжет соседям и коллегам, бывает в неположенных местах в неположенное время. Любовь превращает его в послушного раба, буквально растекающегося у ног I: как любопытно контрастирует эта несвобода с его пониманием счастья. «Неужели все это сумасшествие – любовь, ревность – не только в идиотских древних книжках?» Д-503 разрывает свой любовный треугольник и отказывает «записанной» на него О в сексе. Он прекращает общаться со своим другом на том лишь основании, что тот «записан» на его зазнобу. Любовь делает нашего героя глубоко несчастным – ведь теперь он вынужден лгать, изворачиваться и извиваться, теперь он подозревает каждого встречного в том, что тот подозревает его самого, он всегда лишь на пол шага опережает смертоносную Машину Благодетеля (так он во всяком случае себя чувствует). И, самое интересное, именно болезненное сомнение в ответности его любви заставляет его в конце концов наябедничать Хранителям обо всех тайных замыслах и планах «повстанцев».  
   Любовь пробудила в Д-503 душу. Если раньше все, что происходило вокруг, не затрагивало нашего героя, то теперь каждая клякса на бумаге, каждый порыв ветра, каждая туча проникают в самую глубь и оставляют там свой неизгладимый след: «Но все-таки почему же вдруг душа? Не было, не было – и вдруг…Почему ни у кого нет, а у меня…» Если раньше он говорил, что «жалость знали только древние: нам она смешна», то теперь он и сам испытывает томящую и сковывающую сердце жалость по отношению к влюбленной в него О. В нем копошатся вопросы, которые раньше и в голову бы ему не пришли: «А вдруг он, желтоглазый [зверь за Зеленой Стеной], - в своей нелепой, грязной куче листьев, в своей невычисленной жизни – счастливее нас?» Любовь пробудила в Д-503 фантазию, а убийство фантазии привело к убийству любви. В конце концов, именно любовь открыла для него пьянящее чувство индивидуальности: «…я чувствовал себя над всеми, я был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей».
   О «Мы» можно было бы сказать еще многое. Интересен образ и философия государства в лице Благодетеля (государство стремится не к власти или прибыли, а к абсолютному счастью, пусть подчас и варварскими методами, забавно оправдываемыми самими жителями). В отличие от того же «Обитаемого острова», мы не видим различия между Хранителями и простыми жителями: они, вероятно, живут так же, как и все остальные люди (тогда как у Стругацких правящая верхушка зомбировала население, но не самих себя). Интересна I и ее понимание счастья («…я не хочу, чтобы за меня хотели другие, а хочу хотеть сама…»). Интересна сперва неприметная О с ее настойчивостью и отчаянной смелостью. Интересен, конечно, и сам протест – ведь Д-503 оказывается не единственным обладателем души.
Образ Благодетеля
  Во мне эта книга, как и многие другие антиутопии, оставляет ощущение безнадежности. Тем не менее, само понятие хэппи-энда тут неприменимо – ведь наш герой на протяжение всей повести пытается вычислить формулу счастья, и вполне возможно, что исход повести прекрасно вписывается в его понимание «хэппи». Мне кажется, автор и сам не уверен, что именно – свобода или несвобода – является ключом к абсолютному счастью. Во всяком случае, я и сама не смогла дать однозначный ответ на этот вопрос. «Мы», по большому счету, книга-предостережение о том, во что превратится мир без любви и фантазии. И хотя это ни в коей мере не рецензия на книгу, я бы очень сильно рекомендовала её к прочтению. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий