Признаться честно, в этот
раз я повелась на красивую девчачью обложечку. «Валентина» Авроры Дюпен,
взявшей себе мужской псевдоним Жорж Санд и даже написавшей предисловие от
мужского лица, – самая настоящая мелодрама. Всё действие происходит внутри
любовного четырёхугольника (уже тут я пожалела об опрометчивой покупке этой
книги): образованный но не знатный парень Бенедикт, его тщеславная кузина, дочь
местной графини Валентина и, наконец, её отверженная сестра. Все барышни
влюблены в Бенедикта, сам же Бенедикт влюблён, конечно же, в единственную недоступную
ему ввиду пропасти сословий Валентину. Мы наблюдаем за развитием, накалом и
бурлением всех этих страстей, неминуемо приведших безрассудных влюблённых к моральной
гибели.
Не могу сказать, что
книга совсем не понравилась – наверное, именно таким языком и надо описывать
все эти переживания так, чтобы читатель, не находящийся в состоянии безумной
влюблённости, проникся чувствами героев; но по вкусу всё же не пришлась.
Возможно, дело частично в том, что все эти переживания попахивали драматизмом и
логичностью мыльных опер (люблю-жить без тебя не могу-пожалуй убью себя от
горя-а почему же только себя убью нас обоих), а частично – в том, что ни одному
из героев я не могла по-настоящему сопереживать, ни один из них не вызвал у
меня искреннего сочувствия и, что важно, понимания. Более того, роман
периодически вызывал у меня когнитивный диссонанс – автор сначала расхваливает
честность и благородство своих героев, а затем заставляет их произносить такие
слова и совершать такие поступки, которые у меня лично с благородством души не
вяжутся.
Больше всего мне не
понравился Бенедикт. Сам(а?) Жорж Санд говорит о его тонкой душевной
организации, о том, что он, хоть и происходит из простых крестьян, получил столичное
образование и оттого стал (или почувствовал себя) на две головы выше любого
представителя своего круга. Однако образование не пошло юноше на пользу –
вместо того, чтобы помочь ему определиться с родом занятий или хотя бы
приобрести какие-то полезные навыки, оно лишь открыло ему тщетность любой
деятельности, любых профессиональных или личностных стремлений и целей. Он
благородно влюбляется в почти уже замужнюю представительницу высшего света и
самоотверженно предлагает ей свою дружбу, раз уж по-настоящему (в плотском
смысле) любить его ей не позволяет честь и чувство долга перед женихом/мужем и
матерью. Любовь Бенедикта настолько глубока и страстна, а его мучения от такой «дружбы»
настолько сильны, что он решает покончить с собой (и ему это почти удаётся). В
конце концов он слагает свою жизнь к ногам Валентины, смиренно принимая любые
проявления её привязанности и не прося о большем (да-да, я опять про секс),
поскольку это разрушило бы чистую и незапятнанную предательством душу возлюбленной.
Но всё это по версии
автора. Я же вижу совершенно другую картину. Неблагодарный мальчишка, чьи дядя
и тётя угрохали тучу денег на его образование, слишком ленив, неусидчив и горд
для того, чтобы замарать свои ручки честным трудом на каком-либо поприще и хоть
как-то отблагодарить родственников за проявленную любовь и заботу (раз уж
жениться на их дочери, своей кузине, ему невмоготу, ведь она такая простушка и
не обладает утончённостью настоящей леди, что конечно в диковинку, если ты
выросла на ферме). Ослеплённый своей гордыней, своим тщеславным интеллектуальным
превосходством над другими, он не в состоянии найти себе ни одного друга, и во
всей округе не найдется ни одного мужчины, который не относился бы к Бенедикту
враждебно. Вся его самоотверженность в любви зиждется на шантаже: каждый раз,
когда девушка пытается прекратить порочащую её честь и совесть связь, наш герой
грозится пойти и закончить начатое – совершить самоубийство. А вся его
смиренность и отсутствие требований к любви для меня сводятся к одному –
молодец, что не изнасиловал девушку.
![]() |
Сама Аврора Дюпен |
Примерно такая же картина
вырисовывается для меня и со всеми остальными персонажами – одухотворённые их
описания, с моей точки зрения, никак не соответствуют их действиям и словам. И
вроде бы это нормально, когда хороший человек испытывает не самые хорошие
чувства (ревность, злость или отчаяние), но настолько высокопарно описанные
души не должны вмещать столько негатива на квадратный сантиметр. В этом
контексте не могу не вспомнить недавно прочитанную Ферранте, у которой хорошая
по большому счёту героиня также терзалась ревностью и завистью, и к которой, несмотря
на это, всё равно испытываешь тёплые чувства, ведь она не обманывает твоих завышенных
придыханием автора ожиданий.
Что хорошо в «Валентине» –
в конце все получили по заслугам. Самым искренним достались и любовь, и
богатство, самым лицемерным – гордое одиночество, самым страстным – гибель.
Хэппи Энд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий