Ещё одна Жорж Санд (не
так чтобы мне сильно хотелось, просто в купленной мною книге два романа). И
знаете, если бы мой скептицизм после «Валентины» победил, я бы не взялась за
«Леоне Леони» и не получила бы возможности исправить хоть немного неудачное
впечатление от французской писательницы. На этот раз книга захватила меня
практически с первых страниц, главным образом благодаря своей непредсказуемости
– ни один из вероятных исходов не казался мне очевидным. Главная тема «Леоне
Леони», в принципе, та же что и в предыдущем романе – сумасшедшая, страстная,
«настоящая» любовь двух человек, неспособных быть счастливыми вместе. Ну и, в
отличие от моего первого опыта с Жорж Санд, в этом романе намного меньше
сериального мелодраматизма (хоть и довольно много пространных, в несколько
страниц длиной любовных сентенций).
И всё же эта литература
не для меня. Я долго думала, почему же меня так раздражает эта история (или эта
писательница?), несмотря на свою увлекательность, и поняла, что мне глубоко
отвратительна сама концепция «настоящей» любви, описанная автором. В её
понимании, именно такая, страстная и неразборчивая любовь, не угасающая от того,
что объект воздыхания оказывается кретином и уродом, является истинной. Героини
Жорж Санд несут олимпийский факел этой любви сквозь всю свою жизнь, несмотря на
ответную нелюбовь, неуважение и эгоизм, несмотря на непосредственные угрозы
жизни и чести и все остальные преступления своих возлюбленных. В «Леоне Леони»,
например, в какой-то момент главная героиня, чистая голубка и кладезь
добродетели, обесчещенная, потерявшая всех родных и друзей, брошенная болеть и
прозябать в одиночестве (всё ради любви), вынужденная мириться с бесконечными
похождениями своего суженного Леони, чуть не подвергается изнасилованию со
стороны одного из его друзей, который заплатил этому самому суженному за такую
возможность. И чем же в итоге заканчивается книга? Она, спасённая другим
мужчиной, вновь падает в объятия к этому герою-любовнику! У меня складывается
ощущение, что такую «любовь несмотря ни на что и вопреки всему» сама автор
считает высочайшей жертвой и высочайшей добродетелью, которую способна проявить
женщина. Мне кажется, автор восхищается своей героиней, её мужеством и
стойкостью, она превозносит эту женщину на том лишь основании, что раз она
способна любить весь тот кошмар, в который превратился некогда влюблённый в неё
Леони, то её любовь доказала свою «настоящесть», то она на самом деле испытала
любовь. Не страдала – не любила. Не отпускает – значит любит. Настоящая любовь
стоит того, чтобы разрушить свою жизнь, жизнь своих родных и близких, а все те,
кто от этой любви пострадал, обязательно отнесутся к этому с пониманием. Вот
что я вижу между строк, вот какую мораль можно извлечь из книги.
Понятное дело, что
описанная в книге любовь – это психическое заболевание и помутнение рассудка. И
хотя в реальности женщины часто влюбляются в мужчин, которые ни во что их не
ставят и вытирают ноги об их достоинство, я не думаю, что оправдывать и
продвигать такую модель поведения, относиться к этому как к божественному
предназначению любой уважающей себя девушки – лучшее, что может сделать
писательница для своих (иногда юных) читателей.
Пусть даже я ошибаюсь,
пусть автор и сама осуждает подобное поведение женщин и просто описывает то,
что подчас встречается в жизни, просто рассказывает, в какие моральные провалы
может опуститься женщина, следуя за своей любовью. Но зачем тогда изображать
эту женщину безвольной марионеткой, которая никак не владеет своими чувствами и
решениями?
«Я всего лишь несчастная, которую влечет за собою рок и которая не в силах остановиться.»
Зачем снимать ответственность с женщины за её поступки, за
её жизнь? Ещё одна гениальная психологическая установка: моя жизнь разрушена, я
абсолютно несчастна, ниже мне падать некуда, и я знаю, что в скором времени я
снова надоем своему любовнику, но увы и ах, не в моих силах что-то изменить.
Интересно, жизнь скольких девушек отравило подобное романтическое чтиво? Для
скольких из них такая страсть и такая жертвенность и есть определением любви и
романтики? Сколько женщин так и не решились взять свою судьбу в руки, ведь,
исходя из такой литературы, все усилия всё равно тщетны? Сколько женщин ставило
себя на нравственный пьедестал покорности и смирения, созданный романтически
настроенной барышней 19 века, вместо того, чтобы разорвать отношения с тираном
или мудаком и задушить в себе остатки привязанности к былому образу из прошлого?Короче говоря, не давайте
своим детям читать такие романы. Попытайтесь предотвратить созревание в их
головах разрушительных идей о «настоящей» любви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий