Вы же знаете, что я фанат
Гарри Поттера, прям ФАНАТИЩЕ? Так вот, хоть я и стараюсь следовать принципу «не
ходить за кулисы» и не интересоваться, кем же являются мои любимые актёры на
самом деле, я не могу удержаться и иногда подсматриваю в инстаграм Эммы Уотсон
(Гермионы). И вот вместо того, чтобы постить свои загорелые ноги-сосиски на белоснежных
мальдивских пляжах или глубокомысленные селфи с выпяченными губами, выгибаясь
зигзагом, чтобы сразу запечатлеть и зады и переды и все другие очевидные
достоинства, (what a weirdo!) Эмма загружает видео, на которых она в рамках своей
кампании по продвижению феминистской литературы прячет книги в метрополитене
или на улице с тем, чтобы кто-то их нашёл, прочёл и поумнел. Так я и наткнулась
на её проект на goodreads под названием “Our Shared Shelf”, ссылку на который я скинула в раздел «Где почитать про
«что почитать»», и решила-таки прочесть что-то из того, что читает настоящая
Гермиона, приблизиться, так сказать, к идеалу. Поэтому сегодня мы обсуждаем «Миф
о красоте» Наоми Вульф.
В принципе, я и до этого
читала книги, написанные общеизвестными современными феминистками – «Я не такая»
Лины Данэм, «Быть женщиной» Кейтлин Моран – и никогда не оставалась до конца удовлетворённой
этим чтивом. Может это и неправильно с точки зрения общественной
осведомлённости, с точки зрения физического и физиологического равноправия, может
я сама настолько погрязла в средневековых стереотипах, что мне никак не удаётся
посмотреть на это под другим углом, но все эти рассказы о первых менструациях и
неудавшихся отношениях всегда вызывают у меня чувство брезгливости, будто
авторы переступают какую-то невидимую черту в процессе вываливания своего белья
на всеобщее обозрение, будто есть вещи в жизни каждого человека, мужчины или
женщины, которые должны оставаться приватной информацией, даже если ты пишешь
на благо всего мира. В этом плане книга Наоми Вульф подходит мне намного больше:
«Миф о красоте» – честный нонфикшен, а не мемуары или автобиография, и личного
опыта в этой книге ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы
подчеркнуть всеобщность и распространённость конкретных проблем и явлений.
Как обычно, сначала о
хорошем. Наоми Вульф в достаточно структурированной манере рассказывает о том,
что такое «Миф о красоте», как и с какой целью он появился и в чём его угроза
жизни каждой женщины. По сути, миф о красоте – это искусственно созданный индустрией
(косметика, мода, пластическая хирургия и продвигающие продукты этих промышленностей
рекламные платформы в виде журналов, книг, самой рекламы и других средств
массовой информации) идеал красоты, состоящий из двух основных компонентов:
худоба и молодость. Любая женщина, не соответствующая стандартам мифа о
красоте, является неправильной, ущербной и уродливой, недостойной мужского
внимания и карьерных перспектив. Главная мысль автора заключается в том, что
этот искусственный идеал, навязываемый женщине с самого рождения, заставляет
половину населения земного шара чувствовать себя неуверенно, несексуально, некомфортно
в собственных телах, подавляет их энергию и направляет её из производительных и
творческих отраслей в русло погони за молодостью и красотой нереальных
отфотошопленных женщин с обложек журналов, вынуждает их скупать бесполезные
крема для «разглаживания морщин», антицеллюлитные скрабы и волшебные таблетки
для похудения, и резать и перекраивать абсолютно здоровые и прекрасно функционирующие
части тела.
«Суть мифа о красоте заключается в следующем: свойство, которое называется красотой, существует объективно и повсеместно. Женщины должны хотеть обладать им, а мужчины должны стремиться обладать женщинами, которые его в себе воплощают.»
Вульф утверждает, что Миф
о Красоте настолько глубоко проник в нашу повседневную жизнь и наше сознание,
что сами женщины следуют ему добровольно, считают необходимым и правильным
инвестировать огромное количество физических и материальных ресурсов в то, что
рано или поздно уйдёт, поскольку это гарантирует им сексуальный и даже
профессиональный успех.
«На смену неустанной работе по дому пришла неустанная работа над эфемерной красотой.»
По мнению автора, миф о красоте был создан и
воплощён общественными институтами как ответный удар по феминистскому движению
середины 20 века для того, чтобы предотвратить усиление роли женщин в обществе
и сохранить статус-кво мужского доминирования.
«Чем больше власти получали женщины, тем больших жертв от них требовали.»
И хотя, как по мне, такие
обвинения всех конкретно и никого в частности попахивают теорией заговора, и, возможно,
общественные институты в виде законодательства и законодателей, образования,
культуры и медиа создали Миф о красоте не по предварительному сговору, а из
соображений прибыли и комфорта, в общем и целом я не могу не согласиться с тем,
что этот разрушительный миф действительно существует. И разрушает он, в первую
очередь, здоровое представление женщин о собственной красоте и ценности. При
этом, несмотря на то, что уже сегодня искажённые стандарты подбираются и к
мужскому миру, нельзя не заметить, что именно женщины являются главными
жертвами общественных стереотипов.
![]() |
Мужчины-ведущие: седые, в возрасте, мышцы сквозь пиджаки не просвечивают. Женщины-ведущие: стройные, уложенные, накрашенные, намного младше, в соответствии с мифом о красоте. |
Красота – негласный и
одобренный обществом повод для профессиональной дискриминации. Во многих сферах,
в которых красота по идее не должна являться критерием приёма на работу (как,
например, в модельной индустрии), именно женская привлекательность почему-то
играет важную роль. Все, наверное, уже давно привыкли к ведущим программ
теленовостей: мужчина может выглядеть как угодно – седым, лысым, полным,
старым, олицетворяя при этом уверенность и умудрённость жизненным опытом, в то
время как женщина должна по каким-то неведомым мне причинам «привлекать
аудиторию». Соответственно я не знаю ни одной женщины-ведущей новостной
программы с залысинами или лишним весом. Как насчёт киноиндустрии, в которой любовный
интерес голливудского суперстара за пятьдесят играет девушка на двадцать лет
его моложе? Как насчёт стюардесс, которые по каким-то, опять-таки, удивительным
причинам обязаны выглядеть так, чтобы любому пьяному быдлу, летящему в Турцию с
дешёвым вискарём из дьюти-фри, плещущимся в пивном пузе, было приятно на них смотреть? Как насчёт официанток, хостесс, девушек на ресепшен, менеджеров по
продажам и многих многих других, являющихся представительным лицом своего работодателя
и вынужденных располагать к себе клиентов ярким макияжем и декольтированной
грудью? С каких пор для того, чтобы проводить гостя к его столику или принять у
него заказ, необходимо быть модельных параметров? И почему, если внешняя «красота»
обязана привлекать клиентов и являться ключевым фактором успешного бизнеса,
похожие требования не выдвигаются мужчинам тех же профессий? Самое
интересное, что женщины, ежедневно сталкиваясь с подобными двойными
стандартами, по сути дела оказываются в ловушке: очень красивую женщину будут
обвинять в том, что все её достижения – следствие её красоты, а не
профессиональной квалификации, а «некрасивую» в том, что она ленива, не
соответствует стандартам и «оскорбляет взгляд».
![]() |
Возраст Джонни Деппа и его партнёрш по фильмам |
Наоми Вульф затрагивает
очень многие аспекты жизни каждой женщины, ежедневно сталкивающейся с мифом о
красоте. Женщины являются преимущественным большинством пациентов, страдающих
от нервных расстройств, включая анорексию и булимию. Именно женщины повергаются
насилию со стороны мужчин, если они одеты «провокационно» или «сексуально»,
именно на женщин ориентировано 99% ассортимента магазинов косметики и
парфюмерии, именно женщины должны терпеть боль косметических чисток, эпиляции, фанатичного
выщипывания, наращивания или татуирования бровей, пластических операций и
уколов красоты. Именно женщин объективизирует порнография, демонстрируя всем и
каждому, каких размеров и формы должна быть грудь, какими навыками должна
обладать женщина в постели, и какие именно партнёрши являются «сексуально
привлекательными». Как пишет Вульф, «Согласно результатам исследования,
проведённого среди старшеклассниц, 53% из них недовольны своим телом уже в
возрасте 13 лет. А к 18 годам подобное недовольство испытывают 78%.». Только
вдумайтесь, больше половины 13-летних девочек недовольны тем, как они выглядят!
И что самое обидное, неудовлетворённость и неспособность принять собственное
тело или собственный внешний вид появляется не только от воздействия рекламы
или журналов, но и от непосредственного влияния собственных родителей,
воспитанных в духе мифа о красоте. Сколько я себя помню, меня всегда называли
крупной, крепенькой, луноликой, всегда сравнивали с худенькой и маленькой
блондинкой-мамой, и всё это любя и без задней мысли. Я никогда не была
уверенной в себе, никогда себе не нравилась, с подросткового возраста
раскачивалась между сидением на диете и поеданием шоколада по плитке в день.
Сколько раз я слышала в свою сторону шутки о своём весе, сколько раз обиженный
моим отказом познакомиться пьяный парень в баре или на улице плевал в мне
вдогонку «жирная», сколько раз мой собственный отец говорил мне о том, что я
могла бы поголодать месяцок и что скоро я не пройду в дверь. При этом сейчас,
рассматривая свои детские фотографии, я отчётливо пониманию, что там не то что
ожирения, там и лишнего веса-то не было: я была достаточно активным ребёнком,
никогда не засиживалась дома, каждый летний день плавала на реке и пропадала во
дворах с друзьями до поздней ночи. В конечном итоге мне так до конца и не
удалось побороть закомплексованность и неуверенность в себе, которые я
научилась прикрывать показным безразличием и юмором. И сколько женщин проходят
через это? Сколько поколений женщин портят жизнь себе и своим дочерям и
внучкам, рассказывая им о том, что за «фигуру надо бороться», что «я вот всю
жизнь на диетах и ничего», и что «каждый пирожок откладывается на твоих бёдрах
в натуральную величину»? Все эти и многие другие важнейшие для психологического
здоровья вопросы Наоми Вульф раскрывает и обсуждает очень подробно.
В конце хотела бы
отметить то, что не понравилось в книге. Во-первых, на сегодняшний день многие
данные устарели – «Миф о красоте» вышел в 1991 году, и, боюсь, за два
десятилетия количественная характеристика многих процессов могла измениться.
Во-вторых, не понравилась тотальная виктимизация женщин: согласно автору, во
всех наших бедах виновато общество, общественные институты, мужчины, короче
говоря все вокруг, но не сами женщины. Мне же кажется, что многие «виновники»,
как, например, косметические компании, просто-напросто делают то, что приносит
им прибыль, а другие обвиняемые, например, судьи, выносящие противоречивые
приговоры в случаях домогательства и дискриминации по принципу красоты, делают
это не с сознательной целью придушить женское движение на корню, а лишь из-за
того, что сами были воспитаны и выросли в подобных установках, и вполне
искренне считают самих женщин виноватыми в вышеупомянутых случаях. В конце
концов, именно женщины должны изменить свое мышление и видение самих себя, а
затем привить это новое представление своим детям, чтобы новое поколение
выросло в обновлённом психологическом климате. В-третьих, многие моменты в
книге показались мне намеренно затянутыми, излишне риторическими и
рассусоленными – много раз я вчитывалась в публицистически настроенные
предложения и абзацы и не понимала, о какой именно проблеме идёт речь. А зачастую
мне казалось, что Вульф просто повторяет одно и то же предложение в десяти различных,
художественно сильных интерпретациях, не несущих, однако, дополнительной смысловой нагрузки. Кроме того, кое-где присутствует нелогичность (например, она то называет женские журналы единственным окном в чисто женский мир, то обвиняет их в узколобости), что, скорее всего, является сигналом определённой предвзятости и изображения фактов лишь в выгодном свете. В-четвёртых, та вседозволенность в плане еды и удовольствий, пропагандируемая Наоми, немного мне претит, потому что, как это всегда бывает, нужно уметь различать тонкую грань между «любить себя такой, какой ты являешься» и «ожиреть от обильной жратвы вплоть до проблем со здоровьем». Да и её утверждения о том, что, в отличие от мужчин, лишний вес у женщин не приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям, кажутся мне необоснованными. По-моему, автор намеренно упомянула связь между лишним весом и здоровьем лишь вскользь, изобличая диеты в смысле голодания, но ни словом не заикаясь о диетах в смысле здорового сбалансированного питания, не обращая внимание на другие заболевания, связанные с лишним весом (например, болезни костей и суставов), и совсем уж игнорируя положительные стороны мифа о красоте, как, например, поощрения к занятиям фитнесом и спортом, которые мы всё чаще видим в рекламе и журналах.
Тем не менее, я считаю,
что эта книга очень важна для того, чтобы пересмотреть осознание себя и других
женщин. Наоми не то чтобы раскрыла мне глаза, но, скорее, протёрла от пыли мои
розовые очки, заставив меня призадуматься над многими моментами моей ежедневной
жизни, над тем, как я думаю о других женщинах и какими категориями я их
оцениваю.
Гермиона, отличная статья!
ОтветитьУдалитьЭто одна из моих любимых книг и мне кажется ее должна прочесть каждая женщина чтобы "протереть розовые очки".
Ооо, первый комментарий!!! Спасибо, я тоже думаю, что она обязательна к прочтению, хотя стараюсь собственное мнение по этому поводу в самом посте не навязывать.
Удалить