пятница, 8 сентября 2017 г.

Эрих Кестнер - "Когда я был маленьким" (1957)

Когда я спросила своего друга из Германии, с кем у него ассоциируется немецкая литература и кого по литературе они проходили в школе (хотела выяснить, кто у немцев за нашего Шевченко и Пушкина, так как я давно поняла, что то, как мы знаем иностранную литературу и как её знают сами иностранцы – совсем не одно и то же), он назвал мне Эриха Кестнера, о котором я, да-да, опять, никогда не слышала. Пора уже вводить тэг «слыхом не слыхивала». Правда потом, когда я нашла книгу, мне вспомнилось, что такую же обложку я давно видела в родительской библиотеке, но поскольку моим литературным внешкольным образованием занималась я сама, обложка, видимо, показалась мне недостаточно привлекательной, а имя автора недостаточно произносимым, поэтому я с удовольствием предпочла Агату Кристи и Конан Дойла гению немецкой детской литературы. Именно так, Кестнер известен в первую очередь как детский писатель, которого, как выразился мой друг, «знают все». Теперь знаю о нём и я, во всяком случае всё то, что он рассказал о себе в книге «Когда я был маленьким».
В этой автобиографической повести Кестнер рассказывает о своей семье до и после своего рождения. С юмором и иронией вспоминает он о своём деде, дядьях и матери, когда та была ещё совсем ребёнком, с грустью и любовью описывает город, в котором он родился и вырос – Дрезден – разрушенный войной, с ностальгией вспоминает родные улицы, дома и подъезды. Большая часть книги посвящена его нежным отношениям с матерью Идой Кестнер. Маленький (да и в последствие взрослый) Эрих был очень близок со своей мамой, знал и понимал её как никто другой, и она отвечала ему абсолютнейшей взаимностью. Они вместе ходили в долгие походы, вместе занимались хозяйством, вместе шли к поставленной цели – Эрих хотел стать учителем – и вместе, без упрёка, от этой цели отказались. Совсем недавно мне довелось обсуждать тему взаимосвязи детей и родителей, и я очень уверенно утверждала, что в наше время благодаря маркетингу и производителям детских товаров дети возведены в ранг маленьких божеств, и связь между родителями и детьми от этого вольно или невольно становится крепче, ведь родители вкладывают в свои чада всё больше и больше. После Кестнеров я готова взять свои слова обратно – несмотря на бедность и необразованность, Ида Кестнер сделала для своего сына невозможное, а он сумел это оценить.
Тот самый дом в Дрездене, в котором вырос Эрих Кестнер

В целом книга очень светлая, пронизанная ностальгией об ушедших временах, городах и людях. В ней много небольших поучений и наставлений:
«Ложные герои не боятся, потому что лишены воображения. Они тупы, и у них нет нервов. Настоящие герои боятся, но преодолевают свой страх.»
«Величие человека не зависит от величия его дел.»    
, причём Кестнер поучает не только детей, но и их родителей, напоминая, как важны первые детские воспоминания, первые впечатления, первые уроки, полученные от родителей, и как, казалось бы, глупые мелочи и противоречия в насаждаемых моральных ценностях могут запасть глубоко в душу и отравить всё дальнейшее существование.
Если то, как видит и изображает себя в детстве автор, хоть немного объективно (ведь приукрасить можно не только нарочно, но и случайно, не разглядев под толстым покрывалом пыльной ностальгии всю картину целиком), то я бы сказала, что Эрих Кестнер был очень взрослым ребёнком, чтобы вырасти и стать очень детским писателем.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий