Когда я спросила своего
друга из Германии, с кем у него ассоциируется немецкая литература и кого по
литературе они проходили в школе (хотела выяснить, кто у немцев за нашего
Шевченко и Пушкина, так как я давно поняла, что то, как мы знаем иностранную
литературу и как её знают сами иностранцы – совсем не одно и то же), он назвал
мне Эриха Кестнера, о котором я, да-да, опять, никогда не слышала. Пора уже
вводить тэг «слыхом не слыхивала». Правда потом, когда я нашла книгу, мне
вспомнилось, что такую же обложку я давно видела в родительской библиотеке, но
поскольку моим литературным внешкольным образованием занималась я сама,
обложка, видимо, показалась мне недостаточно привлекательной, а имя автора
недостаточно произносимым, поэтому я с удовольствием предпочла Агату Кристи и
Конан Дойла гению немецкой детской литературы. Именно так, Кестнер известен в
первую очередь как детский писатель, которого, как выразился мой друг, «знают
все». Теперь знаю о нём и я, во всяком случае всё то, что он рассказал о себе в
книге «Когда я был маленьким».
В этой автобиографической
повести Кестнер рассказывает о своей семье до и после своего рождения. С юмором
и иронией вспоминает он о своём деде, дядьях и матери, когда та была ещё совсем
ребёнком, с грустью и любовью описывает город, в котором он родился и вырос –
Дрезден – разрушенный войной, с ностальгией вспоминает родные улицы, дома и
подъезды. Большая часть книги посвящена его нежным отношениям с матерью Идой
Кестнер. Маленький (да и в последствие взрослый) Эрих был очень близок со своей
мамой, знал и понимал её как никто другой, и она отвечала ему абсолютнейшей
взаимностью. Они вместе ходили в долгие походы, вместе занимались хозяйством,
вместе шли к поставленной цели – Эрих хотел стать учителем – и вместе, без упрёка,
от этой цели отказались. Совсем недавно мне довелось обсуждать тему взаимосвязи
детей и родителей, и я очень уверенно утверждала, что в наше время благодаря
маркетингу и производителям детских товаров дети возведены в ранг маленьких
божеств, и связь между родителями и детьми от этого вольно или невольно
становится крепче, ведь родители вкладывают в свои чада всё больше и больше.
После Кестнеров я готова взять свои слова обратно – несмотря на бедность и
необразованность, Ида Кестнер сделала для своего сына невозможное, а он сумел
это оценить.
![]() |
Тот самый дом в Дрездене, в котором вырос Эрих Кестнер |
В целом книга очень
светлая, пронизанная ностальгией об ушедших временах, городах и людях. В ней
много небольших поучений и наставлений:
«Ложные герои не боятся, потому что лишены воображения. Они тупы, и у них нет нервов. Настоящие герои боятся, но преодолевают свой страх.»
«Величие человека не зависит от величия его дел.»
, причём Кестнер поучает
не только детей, но и их родителей, напоминая, как важны первые детские
воспоминания, первые впечатления, первые уроки, полученные от родителей, и как,
казалось бы, глупые мелочи и противоречия в насаждаемых моральных ценностях
могут запасть глубоко в душу и отравить всё дальнейшее существование.
Если то, как видит и
изображает себя в детстве автор, хоть немного объективно (ведь приукрасить
можно не только нарочно, но и случайно, не разглядев под толстым покрывалом
пыльной ностальгии всю картину целиком), то я бы сказала, что Эрих Кестнер был
очень взрослым ребёнком, чтобы вырасти и стать очень детским писателем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий