среда, 19 сентября 2018 г.

Болеслав Прус - "Кукла" (1887)

В какой-то момент я решила немного разнообразить свои литературные горизонты – ведь не вся же мудрость человеческая в руках монополистов англоговорящих! Подумайте сами: то, что мы читаем, в 99% случаев является либо литературой страны проживания (то есть русской или, как в моём случае, украинской), либо переводами с английского. Когда-никогда к моему чтению прибиваются немецкие или французские авторы (от которых я, с непривычки, страдаю), но дальше этого культурного разнообразия дело не заходит. Наверное, этим ощущением литературной неполноценности и был продиктован выбор сегодняшней книги – романа «Кукла» польского писателя Болеслава Пруса. 
На самом деле, моя истерзанная современной литературой душа уже давно требовала чего-нибудь основательного, чего-нибудь многостраничного, со скрытыми страстями и раскрытыми характерами. «Кукла» - роман именно такой. Он сразу же напомнил мне «Войну и мир» (пусть и без французского) и «Будденброков» - та же монументальность, то же многообразие персонажей, тот же срез общества на тарелочке с голубой каёмочкой. Главный герой романа – Станислав Вокульский, купец и, как назвали бы его сегодня, нувориш, удачно разбогатевший на военной кампании и таким образом выбившийся в люди из простых приказчиков. Вернувшись в Варшаву, Вокульский расширяет оставшийся ему в наследство галантерейный магазин, основывает торговое сообщество и продолжает богатеть не по дням а по часам. Он приобретает «свидетельство о дворянском происхождении» и пытается с его помощью (и, конечно же, с помощью деньжищ) затесаться в аристократическое общество. 
Вам могло бы показаться, что Станислав – обыкновенный тщеславный выскочка, пытающийся купить себе место в высшем обществе, не обладая для этого никакими не-материальными ценностями «настоящего аристократа». На самом же деле Вокульский, обучавшийся естественным наукам в университете, на порядок образованнее и учёнее всех тех, в чьи ряды он намерен вступить. Разбогатев, он не превратился в помешенного на деньгах купца (да и какой из него купец, в самом деле), на прибыли ему было наплевать, да и деньги в его случае явились не самоцелью, а лишь средством, первой ступенью на пути к исполнению самого сокровенного желания. Обладая недюжинным интеллектом и сильным волевым характером, основанным на мощном фундаменте из порядочности, честности, любви к труду и чувства собственного достоинства, Вокульский выделяется из общества разбалованных аристократов как роза среди чахлых одуванчиков; более того, он со всей ясностью осознаёт своё превосходство и осуждает низменные интересы и праздность аристократического образа жизни, а заодно и своё стремление к нему приобщиться. 
Зачем же, при всём очевидном моральном разложении аристократии, такому необыкновенному Станиславу Вокульскому так извиваться? Зачем выбрасывать столько денег на благотворительные сообщества престарелых аристократок? Зачем пытаться произвести впечатление новыми домами, пролётками и костюмами? Почему не использовать своё богатство для помощи тем, кто в ней действительно нуждается? Ответ на всё один – бабы. Точнее, одна конкретная особа – панна Изабелла Ленцкая (вот не зря же, не зря ноющую подружку сумеречного вампира зовут Белла) – прекраснейшая и изящнейшая из представительниц варшавской аристократии. Белла и её папенька – банкроты, промотавшие миллионные состояния своих предков, но занимающие не последнее место в обществе (которое, как и положено столпу безнравственности, волнами то прибьётся к их берегу то схлынет в зависимости от слухов о разорении). Вокульский, будучи уже немолодым человеком (за 40), впервые влюбился – и в кого! В недостижимую (по сословному признаку), защищённую то редеющей, то вновь густонаселённой толпой потенциальных женихов, избалованную барышню! 
Ленцкая из польского фильма "Кукла" 1968 года.
Мне кажется, роман можно переименовать следующим образом: «До каких нравственных глубин может опуститься влюблённый мужчина». Чего наш Станислав только не вытворял для своей панночки – и дома покупал, и векселя выкупал, и приёмы всяким артистишкам устраивал, и по паркам как полоумный бегал, и торговое общество основал – короче говоря, занят был человек. Его любовь – ничем, между прочим, со стороны получателя не подкреплённая – стала наваждением, смыслом жизни, а сам Вокульский превратился в безумного и безвольного слепца, неспособного мыслить в радиусе километра от своей возлюбленной. Возлюбленной, кстати говоря, мысль о Вокульском как об одушевлённом объекте с любовными претензиями как-то и в голову не приходила: помогает купчишка папеньке не обанкротиться – и ладненько. 

«Помните же, что женщины подчиняются только тем, кто их крепко держит в руках, в то же время потакая их капризам.» 

На мой взгляд, в романе есть две главные философские линии. Первая – это линия куклы. Вокульский, по сути, влюбился не в саму девушку, а в её образ, влюбился в то, что сам себе в своём воображении к ней пририсовал – в несуществующую душу, в несуществующие чувства. Сама же панна Ленцкая - пустышка, болванка, не имеющая внутри ничего, достойного восхищённого созерцания, и измеряющая собственную ценность количеством поклонников и туалетов. Она не умна, не дальновидна, не деятельна; она не интересуется ничем, не знает настоящего такта и настоящего достоинства, и одинаково прельстительно раздаёт свои благосклонности то одним, то другим. Она картонка, руководствующаяся лишь правилами хорошего тона в светском обществе, скромна, вежлива и благодетельна по этикету; она оскорбляется лишь тогда, когда того требуют правила приличия (а не когда действительно оскорблена), и иногда ведёт себя не лучше, чем неуклюже заигрывающая с дворником прачка. Определяющим качеством панны Изабеллы является эгоизм – она просто не умеет ставить себя на место кого-то, а все события в своей жизни оценивает лишь с точки зрения их влияния на саму себя. 

«Бывают женщины, как, впрочем, и мужчины, - с душевным изъяном, которые не умеют любить ничего, кроме собственных мимолётных капризов, - это такой же недостаток, как глухота, слепота или паралич, только менее очевидный.» 

И вот в это-то влюбился наш Вокульский! 
Второй лейтмотив романа «Кукла» - долг обществу. Каждый раз, выкидывая деньги на очередную прихоть Ленцкой, Вокульский мучается угрызениями совести – имея такие средства и не умея их тратить на себя, Станислав мог бы облагодетельствовать тысячи нищих, оказать реальную помощь не ленивым аристократам, а настоящим работягам, дать старт в нормальную жизнь многим простым людям, способным и готовым к труду. Каждый раз в нём происходит внутренняя борьба: несёт ли он ответственность за то, как распоряжается собственными средствами, есть ли у него долг перед обществом? Перед обществом, которое препятствовало ему в каждом его начинании, которое не дало ему доучиться в университете, не дало ему заработать на свой хлеб, не даёт ему обрести близость с людьми «не его круга», и продолжает осыпать его оскорблениями и подозрениями даже сейчас, невзирая на обретённое богатство. Разве не имеет он, Вокульский, права на счастье и эгоизм после всего того, что ему пришлось пережить? Разве не заработал он своё состояние своим трудом? 
Разошлась я, конечно…Роман «Кукла», в лучших традициях Толстого, предоставляет очень много пищи для размышлений. Вкратце обрисовав центральные мотивы, я даже и не начинала ещё говорить о тонне ярких второстепенных персонажей, начиная от старого приказчика Жецкого и заканчивая истеричной баронессой Кшешовской. Я получила огромное удовольствие, читая «Куклу», чего и вам всем желаю.

3 комментария:

  1. А вот у меня не получилось любви с этим романом...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так бывает, когда не сходишься с какой-то книгой характерами. А вы дочитали, и вам не понравилось, или не смогли прочесть совсем?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Вероника! Люблю читать, и такие книги мне очень близки по духу. Приглашаю в мой блог - https://serdzerasum.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить