среда, 26 сентября 2018 г.

Оставьте в покое Гарри? (часть 3)

Сегодня будем мухлевать: коротенький (во всяком случае по сравнению с предыдущим) обзор на наболевшую для меня тему. Я огромный фанат Гарри Поттера и его создательницы Джоан Роулинг. Я считаю, что Гарри Поттер – лучшее, что приключилось с мировой литературой за последние 50 лет. Для меня слова о том, что Роулинг создала новую вселенную, - не просто заезженный речевой оборот. И тем не менее (а может именно поэтому) меня очень удручает, когда эту самую волшебную, сказочную, магическую во всех смыслах вселенную превращают в дойную корову. Я уже писала о том, как автор плюнула мне в душу своим «Проклятым дитём». Сейчас хочу вам рассказать о трёх относительно новых и относительно малоизвестных брошюрах (книгами их конечно язык не поворачивается назвать), повествующих о мире Гарри Поттера: «Short Stories from Hogwarts of Power, Politics and Pesky Poltergeists», «Short Stories from Hogwarts of Heroism, Hardship and Dangerous Hobbies» и «Hogwarts: An Incomplete and Unreliable Guide». Все три книги вышли исключительно в электронном формате (и я не знаю, есть ли перевод на русский). 
Эти брошюры чем-то сродни трём учебникам, созданным Роулинг в промежутке между книгами основной серии (про магических тварей, квиддич и Сказки Барда Бидля). Они рассказывают о самом Хогвартсе и о некоторых его обитателях. Так, мы узнаём, почему именно такой магловский вид транспорта как поезд везёт учеников в школу, почему такая выдающаяся волшебница как Минерва Макгонагалл работает обычным преподавателем, и каким образом такая гадина как Амбридж оказалась в Министерстве Магии. Роулинг рассказывает нам о жизни Римуса Люпина, Горация Слизнорта и Сивиллы Трелони, перечисляет всевозможных Министров Магии и доходчиво объясняет, почему Азкабан является таким ужасным местом. 

«Dolores Umbridge may have looked like an iced cupcake, but she was anything but sweet.» 

На самом деле, брошюры понравились мне больше, чем не понравились. Для меня их главным преимуществом было то, что большинство характеристик персонажей и мест сложились ещё в момент написания основных книг – просто не все подробности вошли в основной текст. Роулинг, как истинная мать, знает своих героев гораздо лучше, чем мы с вами, и то, что можно прочесть в брошюрах, скорее всего было придумано (во всяком случае в общих чертах) ещё в процессе разработки основного сюжета. Таким образом, брошюры, по сути, являются скорее информативным подарком фанатам саги, чем попыткой заработать на хвосте былого успеха. 

«The number nine and three-quarters presented itself without much conscious thought, and I liked it so much that I took it at once. It is the “three-quarters” that makes it, of course.» 

Что мне не нравится в подобной «литературе», так это закулисье. Роулинг рассказывает нам не только о персонажах, но и о процессе их создания – сначала я думала назвать его так, а потом эдак. Я всегда предпочитаю не знать секретов создания какого-либо творческого продукта, особенно если речь идёт о вымышленных мирах, никогда не смотрю видео «как снималась сцена из фильма» - всё это разрушает магическую атмосферу нереальности происходящего (это касается не только Гарри Поттера). Поэтому вот эти вот подробности создания мне совершенно ни к чему. С другой стороны, наверняка множеству других почитателей Роулинг такая откровенность писательницы пришлась очень даже по душе. 
Немножечко фан-арта: не могла удержаться от такого замечательного изображения Амбридж.
Что получается в итоге. В принципе, брошюрами я довольна – в конце концов, я не могла позволить себе их не купить (я бы просто не уснула, зная, что есть что-то такое, чего я не знаю о волшебном мире). Более того, я не думаю, что эта трилогия создавалась с коммерческой целью – это скорее попытка привнести ещё немножечко магии в наш устрашающий мир. Тем не менее, нужно помнить, что эти книги (как и учебники, упомянутые мной выше, и сценарии фильмов о Гриндевальде) нацелены исключительно на хардкорных фанатов франшизы, поэтому среднестатистическому читателю (даже такому, который с искренним наслаждением прочёл сагу) будет слегка бессодержательно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий