суббота, 15 сентября 2018 г.

Ричард Адамс - "Обитатели холмов" (1972)

Сегодня речь пойдёт об одной из самых скучных книг (не считая «Столпов земли»), которая когда-либо попадалась мне в руки (так что уж не обессудьте, если и рассказ о ней у меня выйдет скучноватым). Я никогда в жизни ТАК долго не читала книгу такого маленького размера – с мая по август! Без лишних предисловий, встречайте «Обитателей холмов» Ричарда Адамса. 
Книга рассказывает о приключениях антропоморфных диких кроликов, чудом избежавших верной гибели при разрушении их старого места обитания и ищущих себе новый дом. Естественно, во время этих хаотичных поисков вместо нового пристанища они чаще всего находят приключения на свои пушистые задницы, вляпываются в разнообразные истории и спасаются от смертельных опасностей. Главные персонажи книги, конечно же, кролики, которые, несмотря на то что описаны в родной среде обитания и с некоторыми родными повадками (так, например, они живут в норах, питаются травой, боятся хищников), всё же скорее напоминают человеческое общество. Ричард Адамс создал целый кроличий мир со своими легендами, правилами, иерархиями, и даже со своим языком (во всяком случае, с некоторыми отдельными словами). При всём при этом, читатель узнаёт много нового о настоящих кроличьих повадках – как и почему они реагируют на потенциальные угрозы, как они ведут себя со своими сородичами. Казалось бы, читай и наслаждайся! 
А это, между прочим, кадр из одноимённого мультфильма 1978 года. Ну как вам, дадите такое посмотреть своим деткам перед сном?
Не знаю, что послужило тому причиной – жанровая неопределённость ли, чтение в оригинале ли, - но книгу я просто физически не могла читать. Ну не интересны мне кролики, ну не могу я их серьёзно воспринимать как героев с чувствами и переживаниями! Википедия пишет, что «Обитатели холмов» - роман-сказка в жанре героического фэнтези (!!!), но я ей, во-первых, не верю, а во-вторых, я вроде бы люблю и сказки и романы и фэнтези, но вот это дивное сочетание совершенно не пришлось мне по вкусу. Уже сколько раз я себе говорила – ну не нравится, ну брось ты эту ерунду, ну зачем вымучивать из себя по три страницы в день – и всё равно не бросала (это, конечно, от жадности – книгу-то бумажную купила). Всё-таки безумствующие кролики – прям не моё. Причём мне кажется, что эта книга вообще никому не должна нравиться – для взрослых скучновато, для детей излишне кровавенько. Но это, конечно, очень субъективное мнение – автор книги в своё время получил кучу престижных наград, и считается чуть ли не английской классикой, и экранизируют его беспрерывно, и рейтинги у него на Goodreads высокие, и даже моя любимая Бигга Книга оценила его на пятёрочку. 
Помимо скуки меня очень напрягала волнообразность сюжета, построенного по принципу всё плохо -- спасаемся -- на секундочку всё хорошо -- всё плохо -- спасаемся. Я, оказывается, не люблю, когда меня держат в искусственном напряжении, если сами персонажи мне не интересны (но я же не кровожадная скотина, и не хочу, чтобы кроликов пустили на муфты). Конечно, как и положено сказке, роман заканчивается хорошо (почти для всех) – и в этот момент приходит последняя, убийственная мысль: ну и для чего это всё было? Короче, не читайте вы про кроликов…

2 комментария: