воскресенье, 7 октября 2018 г.

Ив Энцлер - "Монологи вагины" (1996)

Сегодня я наконец-то прекращу это безобразие и расскажу вам о второй пьесе, настолько отличной от «Пигмалиона», насколько это вообще возможно. Встречайте Ив Энцлер и её «Монологи вагины» (кстати говоря, по всей видимости, в русском языке нету слова «вагина» - английскую «vagina» мы называем влагалищем). Когда-то давно я увидела афишу этой пьесы на улице родного города, и мне стало интересно, кто из нас двоих сошёл с ума – я или театр. Оказалось, что это произведение достаточно известно и, более того, номинировано на всякие приличные театральные награды. Почему? Давайте разбираться. 
«Монологи вагины» - это, по сути, 30-страничный сборник отдельных рассказов, ключевую роль в каждом из которых играют женщина и её влагалище. Мы знакомимся с девушками, которые никогда туда не заглядывали, с женщинами, чувствовавшими себя неуверенно во время секса, оттого что всегда считали себя там уродливыми, с дамами, навсегда отказавшимися от удовольствий любви из-за неудачного первого опыта и физиологических особенностей. Есть там и более трагичные монологи – о жертвах изнасилований в Боснии. Есть монологи со счастливым концом (в одном из которых мужчина не может налюбоваться влагалищем). А есть и монологи совсем уж неоднозначные. Лейтмотив пьесы – единение (и единство) женщины с её физическим женским началом. 
Сначала о хорошем. Во-первых, необходимо помнить, что пьеса вышла аж в далёком 1996 году, и что с тех пор наше общество очень изменилось и даже чуточку эволюционировало. Я не думаю, что сегодня для продвинутых читателей, для тех, кто смотрит зарубежные сериалы и фильмы, для большинства девушек моего поколения и младше слово «влагалище» является каким-то стыдным медицинским термином, своеобразным общественным табу. С другой стороны, я уверена, это справедливо не для всех – например, я бы не стала разговаривать о своём влагалище с собственной матерью или, упаси господи, с бабушкой. Мне кажется (хотя есть вероятность, что я бездумно обобщаю), что особенно в странах с советским прошлым разговоры о половой безопасности и половом воспитании – действительно своего рода табу. Об этом просто не принято говорить, это неприлично - 65-летняя женщина в очереди на почту без задней мысли расскажет вам о проблемах с сердцем или почками, но вы никогда не услышите от неё слова «влагалище», и если она когда и упоминала в устной речи свои половые органы (может быть в разговоре с врачом), то скорее всего называла их «ну, там». Так вот, на мой взгляд, именно этот призыв – перестать стесняться того, что является настолько же естественным, насколько естественна печень или любой другой внутренний орган – является очень важным. Если, читая «Монологи вагины», вы испытываете смущение и дискомфорт, вызванный предметом разговора – этот призыв актуален и для вас. Если ваши родители (как мои) никогда не рассказывали вам о строении вашего тела, о том, что с вами происходит во время полового созревания, если вам жутко неудобно даже представить себе подобный разговор с мамой – значит в этой пьесе есть что-то и для вас. 
Теперь о плохом. Несмотря на положительный урок, извлечённый из пьесы в предыдущем абзаце, произведение в целом похоже на экзальтированные крики о том, что «женщина = влагалище». И здесь я согласна с критикой многих феминисток: я считаю, что подобное определение является ограниченным, унижает женщину, приравнивая её к одной лишь физической составляющей целого многогранного организма. 

"Generations of feminists have argued that we are more than our bodies, more than a vagina or 'the sex'. Yet, TVM [The Vagina Monologues] re-inscribes women's politics in our bodies, indeed in our vaginas alone". (see Wikipedia page) 

Более того, пьеса содержит в себе один скандальный монолог, в котором 16-летняя девушка была соблазнена более взрослой 24-летней женщиной. В первых редакциях пьесы этот монолог заканчивался словами "If it was rape, it was a good rape", и в целом был подан как положительный, чуть ли не целительный опыт. То есть пьеса, которую ставили во многих университетах, прибыли от которой пошли на создание благотворительной организации по борьбе с насилием «V-Day», в своём первоначальном варианте прославляла то самое насилие (пусть и слегка завуалированное)! И для чего – для того, чтобы показать, что к влагалищу надо относиться с уважением и почтением? Самое возмутительное, что журналиста, критически отозвавшегося об этом скандальном противоречии, уволили из газеты, в которой вышла его статья. 
Мои претензии к пьесе на этом не заканчиваются. Но для общей картины этого достаточно. Я бы не стала советовать вам читать «Монологи вагины»; если предыдущие аргументы всё-таки распалили ваше любопытство, вобью последний гвоздь в крышку гроба этой пьесы – она совсем крохотная, прямо малюсенькая, и я была очень разочарована тем, что большую часть книги занимали благодарные письма женщин, а не сам текст. Перечитайте лучше Шоу.

1 комментарий:

  1. появление Монологов закономерно, как и ответные Монологи пениса со стороны мужчин. это связано с расчеловечиванием нашего мира, в котором остается все меньше интимного. пенис и вагина прочно утвердились в центре культуры и пока все танцуют вокруг них, а жаль...

    ОтветитьУдалить